Деаккредитация Estdomains – реакция индустрии, факты и домыслы
Начнем с того, что новостью уже не является – 29 октября Estdomains направили в Icann официальное письмо, на время рассмотрения которого процесс деаккредитации приостановлен.
Напомню, что отзыв аккредитации ICANN обосновывает нарушением пункта 5.3 Соглашения с регистраторами, которое не позволяет лицу, обвиненному в финансовом мошенничестве, оставаться должностным лицом компании-регистратора.
В своем письме Estdomains указывают на то, что 25 июня Vladimir Tsatsin был снят с должности директора, поэтому на текущий момент компания не нарушает данный пункт.
ICANN приостановила процесс деаккредитации на время рассмотрения сведений, изложенных в письме.
Факт – активность Ru-Center
Ru-Center проявил неожиданную для меня активность в отношении доменов Estdomains. Все началось с новостного раздела, при этом переходы в этой новости достаточно интересные:
Некоторые зарубежные эксперты уверены, что «ни один из регистраторов не решится брать на себя ответственность за домены с «подмоченной репутацией», а если и решится, то по неосторожности или от большой наглости».
И далее:
RU-CENTER готов взять на обслуживание домены, которые были зарегистрированы через EstDomains добросовестными пользователями. (выделено мной)
Ru-Center предложил всем желающим бесплатно перенести домены на их обслуживание. Напомню, что перенос gTLD-доменов (т.е. com, net, org, info, biz, name) всегда сопряжен с одновременным продлением домена на 1 год, поэтому для самого регистратора такая акция отнюдь не бесплатна, а имеет вполне конкретную цену. Например, можно рассчитать сколько бы Ру-Центру стоил перенос одного домена .com:
- текущая цена для регистратора 7.06 долларов;
- поскольку регистратор российский, он обязан выступить в качестве налогового агента и заплатить НДС с этой суммы – 7.06 * 1.18 = 8.33.
- в рублях, по сегодняшнему курсу – 8.33 * 27.0981 = 225.75 рублей.
Перенос хотя бы 10 000 доменов на таких условиях обернется чистым убытком в размере 2 257 500 рублей. Для того, чтобы просто выйти в ноль только по затратам на домены, нужно чтобы через год были продлены все 100% перенесенных доменов.
Но эта цифра априори недостижима по нескольким причинам:
- насколько я помню, у Ру-Центра достаточно высокий уровень продлений, порядка 70%, но это уже не 100%;
- нужно понимать, что клиенты Estdomains люди достаточно подготовленные, образующие через форумы определенное комьюнити, поэтому идея типа «зарегистрировать важный домен на 9 лет по себестоимости в Estdomains, а затем перенести на обслуживание в Ru-Center» для них не нова, а те, кто не продлевали домен высказываются в духе – «перенесу домен на халяву в Ру-Центр, он продлится на год, а через год перенесу где будет подешевле».
Через пару дней Ru-Center понял, что совершает ошибку и правила переноса были изменены задним числом. Теперь вы оплачиваете перенос домена с продлением, но после завершения переноса начисляется бонус в размере потраченных средств. Естественно, бонус вывести нельзя, только потратить на услуги Ру-Центра (например, продление через год).
Слух – Directi вытесняет Estdomains с рынка
Напомню что DirectI Group состоит из нескольких подразделений, нас сейчас интересуют два – ResellerClub и LogicBoxes. Первый – работает с реселлерами, второй – разрабатывает и поддерживает платформу как для реселлеров, так и для регистраторов. Несколько лет назад Estdomains были реселлером, затем аккредитовались, но продолжают использовать софт LogicBoxes. Плата за использование софта взимается по транзакциям, т.е. за каждую регистрацию или продление домена Estdomains платят в три организации – как администратору соответствующего домена верхнего уровня и ICANN, так и LogicBoxes.
По моим оценкам, Estdomains платят Logicboxes порядка 70-100 тысяч долларов ежегодно. Конечно, в случае передачи всех доменов в DirectI, прибыль возрастет, но она не будет соразмерна затратам на поддержку реселлеров и реагирование на жалобы, поэтому чисто экономически нет оснований считать, что DirectI выгоден уход Estdomains с рынка.
Еще как один из способов давления называют, например, отключение сервиса Privacy Protect для клиентов Estdomains. Все привыкли, что этот сервис бесплатен и доступен всем реселлерам, но никто не задумывается, что поддержание сервиса стоит денег – это не просто техническая операция, как указание других контактных данных. Сервис обязан рассматривать каждую жалобу, поступающую в его адрес, иначе он рискует оказаться в суде. Я не знаю юридических тонкостей, но не зря ведь компания, которая обеспечивает сервис зарегистрирована не в родной для DirectI Индии, или Штатах, а в Нидерландах.
Слух – директор Estdomains удалит все домены
Этот слух с одного эстонского новостного сайта, даже ссылку не буду ставить на такой «трендеж и провокацию». В этом году, после истории с RegisterFly, внедрена процедура передачи данных о доменах и их владельцах компании Iron Mountain, выступающей в роли центра хранения резервных копий данных. Для компаний уровня Estdomains передача данных осуществляется раз в неделю, для крупняка типа GoDaddy (более 100 тыс. транзакций в квартал) – раз в день.
Однако есть одна тонкость, на которую все же стоит обратить внимание. После отключения функции Privacy Protect Estdomains стали предлагать указывать контакт ProtectDetails, чтобы не светить свои данные в Whois. Нужно понимать, что в бэкап в таком случае будут попадать именно эти данные, а не ваши реальные данные. Таким образом, если Estdomains все-таки деаккредитуют, данные по всем доменам будут переданы другому регистратору, но вы не сможете доказать, что домены принадлежат вам. Крайне рекомендую, сменить данные на собственные, если домены вам дороги.